Тема: Полноценноеразвитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель:
Представлениеопыта работы по использованию игрового набора
«ДарыФрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольноговозраста
Задачи:
· познакомить педагогов с теоретическимиосновами педагогики Фридриха Фрёбеля;
· сформировать представление о возможностях применения игровогонабора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствиис ФГОС ДО;
· вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желаниеразвивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
· показать практическое применение игрового набора «ДарыФрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольноговозраста.
Методы:
· Игровой (дидактические игры).
· Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
· Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемыйрезультат:
Сформироватьумения педагогов по созданию условий для организации как совместнойдеятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной ипознавательно-исследовательской деятельности детей.
Формыорганизации:
· групповая;
· подгрупповая.
В соответствии с требованиями ФГОС ДОсодержания примерных образовательных программ дошкольного образования впроцессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспеченоразвитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Развивающаяобразовательная среда призвана создавать условия для: формирования общейкультуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; Формированияпредпосылок учебной деятельности; Обеспечения возможности достижения социальнойуспешности; Сохранения и укрепления физического и психологического здоровьядетей дошкольного возраста; Коррекции недостатков в физическом и психическомразвитии детей.
При создании развивающейпредметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций,реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитыватьсодержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов,составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушеки образовательных средств. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно играявляется ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Сразвитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка,подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Важность игрыдля детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым,кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, былизвестный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. (Фридрих Фрёбель (1782г.р.-1852) — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитанияи обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Длясвоего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали вподарок). По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, онаимеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно,спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается такжеспособным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» — говорил Ф.Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначальногообразования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а ворганизации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошлосоставной частью во всю последующую педагогику», — Гессен С. И. «Основыпедагогики» Введение в прикладную педагогику.
«ДарыФрёбеля»
«14модулей Фридриха Фрёбеля»:
1)«Шерстяные мячики» разного цвета на ниточках,
2)«Основные тела»
3)«Куб из кубиков» (кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогалопонимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д. )
4)«Куб из брусков» (такой же кубик, но разделенный на восемь пластин(способствовало развитию у детей строительных способностей);
5)«Кубики из призмы» (куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из нихразделены на более мелкие части )
6)«Кубики, столбики, кирпичики» (кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которыхразделены на мелкие части.)
7)«Цветные фигуры» (включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники)
8)«Палочки» (включает в себя деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов инеокрашенные.
9)« Кольца и полукольца» ( включает кольца и полукольца трех типоразмеров :малые,средние и большие ;шести разных цветов и неокрашенные)
10) «Фишки» (включает фишки,деревянные кружки, обозначающие точки)
11)«Цветные тела» (включает цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр,призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок)
12)«Мозаика.Шнуровка»( включает мозаичное поле 10/10 ячеек , деревянные фишки наножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета)
13)«Башенки» (включает треугольные призмы и полуцилиндры ,а также кубы с вырезомпод цилиндр)
14) «Арки и цифры» (включаеткриволинейные фигуры)
Комплект легко согласовывается с любойобщеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работес авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различныхорганизациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейноговоспитания. Комплект является составной частью, развивающейпредметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержаниеразработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельностив дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии ивоспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации каксовместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей. Комплектметодических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначендля воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а такжестудентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Технология ДарыФрёбеля – являетсяэффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровыхспособностей через игровую деятельность. Этот набор учебных материаловназывается «дарами». «Дары» являютсясимволическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрическихформ: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор«Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева ихлопка).
Эти дары представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами -шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразнымиих составляющими. Все это использовалось для развития пространственныхпредставлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторныхспособностей мышления в процессе детских построек . Шар, куб,цилиндр и прочие предметы — средства, с помощью которых устанавливается связьмежду внутренним и внешним миром ребенка.
Дары Фрёбеляпозволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми.
Вот, например,модуль №1 «Мячи» рекомендуются для детей младшего дошкольного возраста. Показываяребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различатьцвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая:Вперед — назад , Верх — вниз , Вправо — влево, знакомим ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарикна ладони и пряча его, приговаривая при этом: Есть мячик — нет мячика, малыш знакомится с утверждением и отрицанием.
А так е его можно использовать с детьми подготовительной группы. «Шерстяные шарики», например, на занятиях по развитиюлексико-грамматического строя и связной речи на тему «Ягоды сада и леса».Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбираютназвания ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку предлагаетсяодин шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывает, на какую ягодуон похож, какая это ягода и где растёт. Таким образом решается ряд задач:пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря признаков,согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений,зрительного восприятия. Дляразвития мелкой моторики рук, дети могут взять мячики в руки и раскатывать их.Можно катать колобок, снежок по поверхности (стол), между ладонями, по всейдлине руки. (Показ). Обычно у детей, этовызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а такжерелаксации. Очень важны для детей речевиков игры и упражнения, направленные натренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.Используя «шарики» дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. Игры:«Крепкий дом для снежинки», «Ракета в космосе». Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой,песнями.
Ещё один дар Ф., который является очень важным, это, мозаика сошнуровкой из 12 модуля. Берется доска (показ),в которую мы можем вставлять мозаику и шнурочки. Это делает игру интереснее иразвивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развиваетсяактивно, но занимает у ребёнка очень много времени. Здесь дети могут выкладывать следы, они могут бытьразными по цвету, запутанными. С помощью верёвочки (волшебной) можно помочьгерою соединить все следы и найти дорогу домой. Как вариант можно соединять в мозаичной доске 2детали через отверстие. Это очень сложный процесс шнуровки — пришивание.
Комплект методических пособий по работе сигровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новыевозможности использования данного игрового набора в процессе реализациипримерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Работас комплектом создает условия для организации как совместной деятельностивзрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной ипознавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересоми с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции,придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Прииспользовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваютсясоциальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,познавательно-исследовательская деятельность и логические способности;формируются элементарные математические умения. Применив в практическойдеятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.