X-PDF

Конспект урока по русскому языку на тему Слова исконные и заимствованные (2 класс)

Поделиться статьей

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Слова исконные и заимствованные

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 ЦЕЛЬ УРОКА: созданиеусловий для формирования у учащихся представлений о заимствованных и исконныхсловах

Планируемыерезультаты:

Предметные 

·        наблюдать за словами исконными и заимствованными;расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря.

Метапредметные

РегулятивныеУУД

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в различных формах.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ПознавательныеУУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

КоммуникативныеУУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

  • Развивать умения выражать свои эмоции.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Методы обучения:частично-поисковый, проблемный

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент
  2. I. Мотивационный этап.

« Свет солнца в ладони возьму.

И к сердцу положу

И станет всё вокруг

Добрее и светлее».

Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относиться к окружающим вас людям.

Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет ( Весна)

Назовите орфограмму в слове весна Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание Вв  Весна-вёсны  

Ребята, сейчас  называю лексическое значение словарного слова,   а вы  записываете его   в тетрадях

Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

Электронная вычислительная машина. (компьютер)

Подчёркиваем опасные места,

сформулируем орфограмму.

Откройте орфографический словарь на странице 154 учебника, возьмите простой карандаш, проверьте себя.

 

 

Ролик Весны 

Солнышка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударный гласный в корне слова

-слова, проверяемые ударением.

-непроверяемые, словарные

 

  1. Актуализация знаний

Что вы можете сказать про данные слова?

На слайде слова: метель, коса, пурга, грубый, вьюга, нежный, буран.

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос

Слова, противоположные по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению

 

 

Проводится классификация. Ребята высказывают свои убеждения, доказывают.

Синонимы, антонимы, омонимы

 

 

 

 

  1. Постановка учебной проблемы.

Практическое задание по новому материалу.

И сегодня на уроке  мы продолжим раскрывать тайны великого и могучего русского языка. Давайте представим себя исследователями. А что же будем исследовать?
— Для того, чтобы «открыть» тайну языка, я предлагаю вам поработать в группах.

-Каждой группе предложены слова. Постарайтесь эти слова разделить на две группы. Чья группа разделит правильно?

На слайде и на карточках даны слова: сандвич, корова, велосипед, веретено, бобслей, берёза, огород, бейсбол

 

 

 

 

СЛОВА

 

 

Учащиеся делятся на группы под руководством учителя.

  1. Выдвижение гипотез

-Ребята, я также вместе с вами выполнила эту работу. Моя версия

сандвич корова

велосипед веретено

бобслей береза

бейсбол огород

 

— Давайте посмотрим, задание было одно? А одинаково ли мы его выполнили?

 

-Как убедиться, кто из нас прав?

Самостоятельная работа в группах. Определяется время для выполнения задания. Выбирают капитана. Готовят ответ- доказательство.

Капитан каждой команды доказывает по какому принципу были распределены слова.

 

 

Ребята удивлены.

 

Выполнили неодинаково.

Перечисляют способ проверки.

  1. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотез

 Ответить на этот вопрос нам поможет «Этимологический словарь русского языка». Этимология – наука о происхождении слова, а также у нас в учебнике есть толковый словарик, где мы можем узнать происхождение и лексическое значение слова.

Проводится небольшой инструктаж по выполнению задания. В словарях имеются закладки на тех словах, с которыми будете учиться работать каждая группа.

Проверяем первое слово – сандвич. Прочитайте, что это за слово?

Проводится наблюдение.

-Обратите внимание, по какому принципу можно было распределить слова на две группы?

— Как одним словом можно назвать: слова английские, французские? Давайте подумаем. Как же иностранные  слова к нам попали? Почему слова проникают из одного языка в другой? И какими путями? Обсудите в группах

Вывод: Слова проникают через общение людей, бывающих в других странах, из просмотра иностранных фильмов, мультфильов

—  Какой синоним можно подобрать к слову иностранные?

На слайде: пришедшие откуда- то,

взятые

 

-Ученые дают этому слову иное название. Прочитайте в учебнике стр.72

 

-Как по- другому можно называть такие слова? Прочитайте.

— Слова приходят из других языков с появлением новых предметов, явлений в окружающей нас жизни.

Как называются слова, которые родились в русском языке? Прочитайте.

-Подберите к слову исконные близкие по значению слова.

На слайде: изначальные,

вековечные

исстари заведенные

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

Я думаю, что вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Сформулируем цель урока…

 

Многие слова, которые воспринимаются как исконно- русские, на самом деле в далёком прошлом были заимствованы из других языков.

-Какое из четырех иностранных слов пришло к нам раньше всего?

сандвич, велосипед, бобслей, бейсбол

 

— Предполагали ли вы, что слово велосипед имеет английские корни?

Работа по учебнику Упр. № 2, с.73

 Правильно ли сделаны под ними подписи? Можете ли вы предложить свой вариант, как называются эти предметы. Как удобнее говорить? — Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова ракетка и шорты?

— Совсем недавно в русском языке не было этих слов. Как вы думаете, откуда оно взялось и почему оно появилось в русском языке? Обсудите этот вопрос в группах. Предложите свои версии появления этого слова в русском языке.

 Вывод: У наших прадедушек и прабабушек не было таких вещей. Новые слова часто приходят из других языков с появлением новых предметов и явлений жизни, окружающей нас. Заимствованные слова обогащают язык. С их помощью наш язык развивается.

 

 

 

Демонстрация разных словарей. Как работать со словарем. Очень кратко

 

 

 

 

Ребята следят, ищут нужное слово, громко зачитывают значение слова.

 

Над каждым словом пишу  происхождение

Слайд: сандвич- англ., корова- русск., велосипед- франц., веретено- русск. ,бобслей- англ., берёза- русск, .огород- русск.,, бейсбол- англ.

 

 

 

 

 

 

 

Проходят к единому мнению, что слова можно разделить на русские и иностранные.

 

 

Ребята предлагают разные версии.

 

 

Знакомятся с новыми словами- названиями.

 

 

Схема  СЛОВА

-Заимствованные.

— Исконные.

 

Тема: Исконные и заимствованные слова.

 

 Наблюдать за словами, учиться  определять значение заимствованных  и исконных слов с помощью словаря.

 

 

 

 

-Велосипед.

  1. Физминутка
  1. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Что помогло вам «открыть» новые знания?

 

-Сможете и вы сейчас выполнить такую работу самостоятельно? Хотите ли вы проверить себя?

Выпишите из  толкового словаря слова

1группа — 3 слова – исконные русские слова

2 группа-  3 слова из латинского языка

 3группа –3 слова  из французского языка

Проверка – выступление с каждой группы

 

 

 

Наблюдение, учебник, словари, знания, которые мы имеем.

 

 

 

Задание на закрепление умений работать со словарем

 

Самостоятельная групповая работа.

К заимствованным словам первого столбика подберите  близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедините стрелками.

1гр.

 Антракт     нападение

 Атака        перерыв

2гр.

Вираж       сладости в конце обеда

Десерт       крутой поворот

3 гр.

Финиш     момент начала соревнований

 Старт            последняя часть соревнований

Много заимствованных  слов полностью освоились в русском языке. Мы не замечаем порой, что они заимствованы из других языков. Они по-русски произносятся, записываются при помощи букв русского алфавита и совпадает их лексическое значение. В старших классах вы научитесь по некоторым признакам среди ряда слов находить заимствованные слова.

Рефлексия урока

Какие слова вызвали у вас удивление? Почему?

Оценка.— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

 А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

 

Домашнее задание

  1. Узнать и записать по словарю названия весенних и летних  месяцев – слова исконные и заимствованные?

 

            

 

Самооценка по шкале.

Лист самооценки

Интересный урок   Моё участие

 

Поэтапно по структуре урока еще хорошо распишите.

Можно этот вариант или по каждому этапу урока самооценивание.

Листсамооценки

На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

На  уроке мне было

понятно

не всё понятно

 

 

 

 

 

 

 По П


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет