X-PDF

Методические рекомендации по организации работы с образовательным ресурсом «Кузбасс многонациональный» на уроках французского языка и во внеурочной деятельности

Поделиться статьей

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия №12»

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации работы с образовательнымресурсом

«Кузбасс многонациональный»

на уроках французского языка и во внеурочнойдеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ленинск-Кузнецкий ГО

2022

Составители: МарченкоСветлана Николаевна, учитель французского языка,

СтрельцоваВалентина Николаевна, учитель французского языка,  Равинских Андрей Сергеевич,учитель информатики,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкий городской округ.

 

 

 

 

 

 

 

Данныеметодические рекомендации раскрывают возможности работы с образовательнымресурсом «Кузбасс многонациональный».  Способы  использованияобразовательного ресурса на уроках французского языка (как второгоиностранного)  в 5-8 классах в урочной  и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательныйресурс «Кузбасс многонациональный»: Методическиерекомендации / Марченко С.Н., Стрельцова В.Н., Равинских А.С. — Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2022. – 12 с.

 

                                                                                                Ленинск-Кузнецкий,

МБОУ «Гимназия №12»,

2022

 

Краткаяаннотация

Данные методические рекомендации раскрываютвозможности работы с образовательным ресурсом «Кузбасс многонациональный», разработанныйдля изучения французского языка (как второго иностранного)  в  5-8 классах вурочной и внеурочной деятельности.

Цель образовательного ресурса: организация самостоятельной работы учащихся при подготовке иреализации проекта «Кузбасс многонациональный».

          Задачиобразовательного ресурса:

·       совершенствовать навыки чтенияс полным пониманием;

·       развивать лексические иязыковые навыки;

·       повышать   мотивацию обучения,познавательные потребности учащихся;

·       повышать интерактивность обучения;

·       повышать уровень визуализации  изучаемогоматериала;

·       дать представление онациональном составе Кузбасса;

·       формировать уважительноеотношение к культуре родного края, с использованием практико-ориентированныхзнаний о традициях и культуре народов, населяющих Кузбасс;

·       создать эмоциональноположительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности кмалой Родине;

·       развивать интеллектуальные,творческие способности.

Планируемые результаты

Личностныерезультаты

          Осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,культуры родного края, народов его населяющих; овладение языковой ичитательской культурой как средством познания мира.

Метапредметныерезультаты

Овладение универсальными учебнымипознавательными действиями:

1) базовые логические действия: устанавливать существенныйпризнак классификации, основания для обобщения и сравнения; самостоятельновыбирать способ решения учебной задачи.

2) базовые исследовательскиедействия: самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,исследования.

3) работа с информацией: применять различные методы,инструменты и запросы при поиске и отборе информации, анализировать,систематизировать и интерпретировать информацию различных видов иформ,самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации иособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять письменные тексты сиспользованием иллюстративных материалов.

Предметныерезультаты

Смысловое чтение: читать про себя и пониматьнесложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковыеявления, с полным пониманием содержания.

Письменная речь: создавать небольшое письменноевысказывание с опорой на образец.

Графика, орфография и пунктуация: правильно писать изученныеслова; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение.

Лексическая сторона речи: распознавать в письменном тексте лексическиеединицы и правильно употреблять их с соблюдением существующих нормлексической сочетаемости.

Социокультурные знания: кратко представлять свою малую родину (нации и народностиее населяющие) на изучаемом языке.

Компенсаторные умения: использовать при чтении языковую, в том числеконтекстуальную, догадку. Участвовать в несложных учебных проектах сиспользованием материалов на французском языке с применением ИКТ, соблюдаяправила информационной безопасности при работе в Интернете. Использовать иноязычныесловари и справочники, в том числе информационно-спаравочные системы,в электронной форме.

 

Оборудование: информационно-коммуникационное оборудование: стационарный компьютер, ноутбук или  планшет

 

 

 

Актуальностьсоздания образовательного ресурса

Современныймир многолик и многообразен, многокультурен или, как принято сейчас говорить,поликультурен. В этой связи перед образованием встает задача формированияличности нового типа, личности, способной меняться в зависимости от меняющихсяусловий существования и обстоятельств, личности, способной к полноправномуучастию в межкультурной коммуникации или диалоге культур.

Чтобыстать участником подобного диалога совсем не обязательно пересекать границыРоссийской Федерации, им можно стать в любом уголке нашей необъятной Родине, влюбом населенном пункте, даже в любом дворе.

Мыживём в замечательном месте, которое на карте Российской Федерации отмечено какКемеровская область – Кузбасс.

Вместес нами на  территории нашей  области проживают более 100 народов (наций,народностей, этнических групп). Самые многочисленные национальные группы (послерусской) это  украинская, татарская, немецкая, чувашская.

Такжев Кузбассе проживают белорусы, армяне, азербайджанцы, мордвины, таджики,башкиры, узбеки, удмурты, цыгане, казахи, марийцы, молдаване, чеченцы, евреи,поляки, грузины, киргизы.

Внашем образовательном учреждении (МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкогогородского округа) лишь один учащийся имеет статус ребёнка-иностранца. Однакопочти в каждом классе есть учащиеся, чьи родители (один или оба) являютсяпредставителями иных наций и национальностей. Эти дети родились и проживают вКемеровской области. Некоторые из них даже никогда не были на земле своихпредков. Кузбасс – их малая Родина. Русский – их родной язык. Они используютэтот язык для общения с друзьями, учителями, соседями. А вот дома, в семьезвучит армянская, азербайджанская, киргизская, чиченская, цыганская речь. Попраздникам их мамы и бабушки готовят национальные блюда и поют народные песни. Онипомнят и чтят культуру и обычаи своего народа.

Нашобразовательный ресурс «Кузбасс многонациональный» для них – детей-билингов. Онпоможет им в рамках урока французского языка, внеурочной деятельности, классныхмероприятий подготовить проект и  рассказать своим сверстникам о быте,традициях и культурном наследии народа, представителем которого они являются.

ВКемеровской области проживают народы, внесенные в единый перечень коренныхмалочисленных народов Российской Федерации – шорцы и телеуты, которые относятсяк малочисленным народам Российской Федерации.

Образовательныйресурс «Кузбасс многонациональный» — для нас, для тех, кто хочет знать историюсвоего края, этнические корни, впитать духовные и нравственные ценности нашихпрародителей.

Это образовательный ресурс – для педагогов. Для тех, кто имеетжелание воспитывать в своих подопечных толерантное отношение к иным культурам,отличным от нашей; учить жить в поликультурном мире;  формировать Личность,способную понимать и принимать чужие взгляды, обычаи, традиции; развиватьЛичность толерантную, открытую к общению, способную к диалогу культур.

 

Пояснительная записка

 

На протяжении последнихдесятилетий основные ориентации развития образования нацелены наинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевиднымтакже становится факт, что лучше усваиваются знания, не переданные учителемученику, а полученные в процессе личностно-значимой деятельности. Примеромподобной деятельности является деятельность проектная. Именно в процессепроектной работы ученик самостоятельно определяет содержание, форму ипрезентацию своей деятельности.  Проект – это возможность самовыражения,самостоятельности, творчества. Это способ развития критического мышления,ориентирования в информационном пространстве, принятия аргументированныхрешений.

Образовательныйресурс «Кузбасс многонациональный»  создан в помощь учащимся при подготовке проектана французском языке.

          Цельобразовательного ресурса: организациясамостоятельной работы учащихся при подготовке и реализации проекта «Кузбассмногонациональный».

          Задачиобразовательного ресурса:

·       совершенствовать навыки чтенияс полным пониманием;

·       развивать лексические иязыковые навыки;

·       повышать   мотивацию обучения,познавательные потребности учащихся;

·       повышать интерактивность обучения;

·       повышать уровень визуализации  изучаемогоматериала;

·       дать представление онациональном составе Кузбасса;

·       формировать уважительноеотношение к культуре родного края, с использованием практико-ориентированныхзнаний о традициях и культуре народов, населяющих Кузбасс;

·       создать эмоциональноположительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности кмалой Родине;

·       развивать интеллектуальные,творческие способности.

Требования ФГОС

Образовательный проект «Кузбассмногонациональный» является информационным образовательным ресурсом, чтосоответствует требованиям Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования, утвержденного приказом МинпросвещенияРоссии № 287 от 31 мая 2021 года. Согласно пункту 32.2 ФГОС ООО программаформирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: формирование и развитие компетенций обучающихся в областииспользования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском,анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основамиинформационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ иинформационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сетьИнтернет), формирование культуры пользования ИКТ.

Кроме того, рабочие программы  учебных предметов (согласнопункту 32.1) должны включать тематическое планирование с указанием количестваакадемических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета,учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля ивозможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательныхресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийныепрограммы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательныхресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групппользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующимидидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствуетзаконодательству об образовании.

 Образовательныйресурс  «Кузбасс многонациональный» реализует требования обновленныхФедеральных государственных образовательных стандартов основного общегообразования по предмету «Французский язык. Второй иностранный язык».Использование данного ресурса в учебном процессе позволяет получить расширеннуюинформацию по изучаемому предмету, увеличивает его образовательный потенциал,обеспечивает возможность получения непрерывного качественного образования.

Целевая аудитория

Образовательный ресурс  «Кузбасс многонациональный»рассчитан на учащихся 5-8 классов, изучающих французский язык как второйиностранный, а также будет интересен широкому кругу пользователей,интересующихся историей и  культурой Кузбасса.

Практическая значимость

Материалы образовательного ресурса «Кузбассмногонациональный», могут использоваться как на уроке французского языка,так и во внеурочное время (индивидуальная работа с одаренными детьми приподготовке к предметным олимпиадам,  при проведении тематических недельиностранного языка, в работе клубов межкультурного общения и т.д.).

Данное пособие  позволяет организоватьдифференцированные и индивидуальные формы  обучения.

Используемые образовательные технологии:

· Проблемно-поисковые.

· Тестовые.

· Информационно-коммуникационные.

 

Оборудование

 

Для работы с ресурсом необходимо наличие компьютераили планшета системы «Андроид» (разработано приложение образовательного ресурса«Кузбасс многонациональный» «Мы вместе»).

 

Описание образовательного ресурса

 

Образовательный ресурс «Кузбасс многонациональный» представляетсобой Web-сайт, размещенный в сети Интернет https://kuzbass-mnogonacionalnyj.webnode.ru/, который состоит  из семи тематических разделов, представленных в меню: Главная,Население, Шорцы, Телеуты, Мы вместе, Проекты, Контакты.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

 

Каждый тематический раздел образовательного ресурсаКузбасс многонациональный  представлен в виде обучающих текстов,содержащих как общую информацию о нациях и народностях, населяющих Кузбасс(тематический раздел «Население»), так и конкретную информацию о коренныхнародностях, их быте, национальном костюме, жилище, традициях (тематическиеразделы «Шорцы», «Телеуты»).

 

Образовательный ресурс содержит текстовый материал нафранцузском языке, предназначенный для самостоятельной работы, а также системузаданий и упражнений, направленных на детальное понимание прочитанного.

 

Известно, что в реальной коммуникации участвуют четыревида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Чтениеявляется одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельностиучащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменнофиксированного текста.  С помощью чтения обогащается активный и пассивныйсловарный запас,  формируются грамматические навыки. Чтение дает наибольшиевозможности для воспитания и всестороннего развития учащихся средствамииностранного языка.

 

Тексты сопровождаются фоторядом, а также видеофильмамина русском языке. Все видеоматериалы отсняты в Кузбассе. Сюжеты  взятынепосредственно из культуры коренных народов, что способствует расширениюстрановедческих знаний и приобщению к культурным ценностям этих народов.

 

Каждый тематический раздел включает в себяряд упражнений на понимание, прочитанного.

 

Упражнения к текстам построены в соответствии сэтапами работы с иноязычным текстом и направленные  на понимание общего идетального содержания. Каждый этап имеет свои задачи и типологиюупражнений. Все упражнения интерактивны.Инструментарий ресурса позволяет выполнять упражнения в полноэкранном режиме,есть возможность самоконтроля (по итогам прохождения упражнения, учащийся видитколичество правильных/неправильных ответов), а также время, затраченное навыполнение задания. При необходимости можно пройти упражнение повторно.

 

Этапы работы с текстом:

Упражнения дотекстового этапа

Цели этапа: определить(сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимыйуровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Для снятия языковых трудностей, ознакомление с темой исоцио-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте, в каждом разделепредставлен словарь  незнакомых слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения текстового этапа

 

Цели этапа: проконтролироватьстепень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

·       Перетащите каждое ключевое слово к егоопределению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Серия  вопросов с множественным выбором.Нажмите правильный  ответ для продолжения

 

 

 

 

 

·       Правда/Ложь       (упражнение напонимание основного смысла текста)

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Пропущенноеслово. Перетащите нужное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Закончипредложение

Данное упражнение представлено в тематическом разделе«мы вместе» и является итоговым перед работой с проектом.  Учащиеся, включая детей-билингвов,  могут разместить (впечатать)  информацию, котораяхарактеризует их национальную культуру. После того как учащийся воспользуетсяпредложенными вариантами и сделает выбор, он получит рассказ о себе как опредставители многонационального Кузбасса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яживу в Кузбассе. Это моя малая Родина. На территории Кузбасса проживает более100 национальностей.  Я ….. (русский, украинец, шорец,белорус, немец, татарин, армянин, азербайджанец, цыган, телеут). Все мыразные, у всех у нас своя культура. Но есть такие качества, которые насобъединяют. Прежде всего, это толерантность, т.е. дружба, согласие. А ещелюбовь к своей земле. 

Моя семья ….(большая, маленькая). Мы живем …..  (в городе, вдеревне). Мы бережно храним обычаи и традиции нашего народа. Напраздники  у нас принято готовить ….  (пельмени, картопляники, драники,пелбен, штрудель, эчпочмаки, курнук, хаш, дюшбара, сывьяко).

Наши песникрасивые и мелодичные, а танцы яркие и зажигательные.  Мы любим танцевать … (Хоровод, Гопак, Лявониха, ритуальные танцы, Ландлер, Сабантуй, Шаленка, Арцах,Яллы .

Упражнения послетекстового этапа

Цельэтапа: использовать ситуацию текста в качествеязыковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной иписьменной речи.

В качестве упражнений послетекстового этапа учащимсяпредлагается самостоятельно создать проект по одной из тем, представленных втематическом разделе Проекты.

 

Projets:

·       Présentation avec dégustationdu plat national (Презентация с дегустацией национального блюда)

·       Présentation du costumenational (Презентация национального костюма)

·       Présentation de la chanson nationale  (Презентация национальной песни)

·       Présentation du conte national   (Презентация национальной сказки)

После изучения новых лексических единиц, прочтения текстов,выполнения упражнений, извлечения и получения информации по теме «Кузбассмногонациональный», учащийся вполне способен справиться с этим заданием.

Если в списке проектов нет  темы, интересующей  учащегося, онможет сформулировать  ее самостоятельно. Любое творчество поощряется. Проектможет быть о шорцах, телеутах, а также о нации (национальности) представителемкоторой являешься учащийся.

Образовательный ресурс «Кузбасс многонациональный»предусматривает обратную связь в виде  «формы отправки презентации», в которую загружается готовый проект, либо ссылка на его размещение. Учащиеся также имеютвозможность оценить качество образовательного ресурса, что весьма важно дляразработчиков.

 

 

Если у учащегося возникают вопросы по выполнениюупражнений, подготовке проекта, либо другие трудности, он может связаться сразработчиками образовательного ресурса, воспользовавшись информацией, представленнойв тематическом разделе «Контакты».

Родители (законные представители) учащихся, учащиеся,не изучающие французский зык и другие посетители образовательного ресурса могуттакже узнать много интересного о жителях Кузбасса, воспользовавшись интерактивнойкнопкой «Русская версия».

 

Учащимся предлагается скачать приложениеобразовательного ресурса «Кузбасс многонациональный» «Мы вместе» и установитьего на планшет системы «Андроид» (при желании).   Для этого необходимовоспользоваться QR -кодом, размещенном в тематическом разделе «Контакты». Здесьже можно найти справку по его установке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.                Приказ Минпросвещения Россииот 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) // Интернет-порталГарант.ru. – 2022. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=l9xspundl8681434127.– Загл. с экрана. – Текст: электронный.

2.                Дирекция инновационных творческих проектов Кузбасса. С ДнёмРоссии! [видео]//YouTube. (https://youtu.be/-QLbh2EmiiY) Просмотрено: 12 июн.2021 г.

3.                АСИ: региональная экономика, туризм и горсреда. Горная Шория. Кдетям тайги. Кемеровская область — Кузбасс. Открой свою Россию.[видео]//YouTube. (https://youtu.be/kRB_0TC4yOA) Просмотрено: 7 дек. 2021 г.

4.                Дирекция инновационных творческих проектов Кузбасса. Телеуты –древние аборигены Кузбасса [видео]//YouTube. (https://youtu.be/TJyLOmHc480)Просмотрено: 21 дек. 2021 г.

5.           Это интересно. Кемеровская область. Коренные жители Кузбасса.[видео]//YouTube. (https://youtu.be/rw8Yuya8mt4) Просмотрено: 5 февр. 2020 г.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет